ДЕМЯШОВ Сергей Владимирович, 1952 г.р., г.Москва, должность: с 29.09.1992г. пенсионер-подполковник. Другие анкетные данные: высшее (три), да, нет, не был, не привлекался; нет, не имею; да, имею; владею языками: русским (со словарем), матерным (без словаря), английским (буквы и некоторые слова еще помню), португальским (слегка), а также – собственным (в совершенстве), когда почтовые марки надо клеить или пальцы слюнявить при пересчете денег.

Как рождались песни четвертого “Каскада” в Кундузе и в Файзабаде? Да, от безнадёги!

В Файзабаде, например, свет вечером давали только на 2 часа. Мужики там даже купили фонарь с люминесцентной лампой, чтобы по вечерам можно было бы написать письмо или песню, а то и в преферанс перекинуться. В Кундузе - другая беда. Наша группа находилась в самом городе, в 15 километрах от армейских, и поэтому с 06.00 до 15.00 – “советская” власть, а с 15.00 до 06.00 – “душманская” - выходы и выезды с виллы запрещены. Деть себя тоже некуда.

Как старые гитаристы-туристы, взяли мы с Игорем в эту командировку гитары, даже не помышляя о том, что что-нибудь будет написано. Вечером вспоминались под гитару старые добрые студенческие, туристические и другие напевы. Так прошло месяца 2-3, не больше. Как-то само выросло…

Так вот, зная кучу этих самых песен, мы с Игорем независимо друг от друга (!) начали потихоньку их переделывать на местный лад. Однажды, когда Игорь прилетел к нам в Кундуз с отчетом, я ему спел свою первую песню. А он мне в ответ – 3 или 4 штуки! Тут, как говорится, фишка и поперла. Начали подкидывать друг другу темы, мелодии. Писались ответы на песни друг друга и т.д. В общем, пошло здоровое соцсоревнование. Когда он приезжал, происходил обмен новинками. В общем, из Кундуза на Файзабад и обратно. В итоге: 72 мин. магнитофонной записи в две гитары в марте 1983 года. Вот Вам и ответ на вопрос, откуда взялось название нашего Сборника.

Лирическое отступление №1. Совсем забыл! Как переводится слово “Кундуз”? То - ли “глубокая”, то - ли “полная” (убейте не помню), но “ЖОПА”. Нет, не “попа” или “задница”, а именно “ЖОПА”. Мне вообще везет на подобные названия. Срочную службу служил в ГСВГ (Группа Советских войск в Германии) на узле связи штаба Группы, который располагался в деревеньке “Вюнсдорф” – “Вонючая деревня”. Каково, а?

К вопросу о том, как были написаны некоторые песни. Из серии про чукчей: что вижу, о том и пою. Действительно, за каждой песней стоит свой конкретный незабываемый случай. И у меня, и у Морозова, да и у всех тех, кто писал и пишет о войне. На войне бывает всякое, а запоминается, как правило, самое доброе, курьезное и смешное. Видимо поэтому в афганском репертуаре и “Зенита”, и “Каскада” очень много шуточных, а я бы сказал даже “хулиганских” песен. “Каскадеры” – сплошь офицеры, с высшим образованием (да не с одним). И на тебе…

Ну вот и добрались до нее родимой, до водочки. Жил я в Кундузе в одной комнате с Витей Ткачуком, который любил говорить: “Значит, Серега, сегодня берем две: одну принимаем за обедом, вторую - за ужином”. В итоге, на ужин никогда ничего не оставалось. Так появилась в кундузской команде фраза “Вариант Ткачука”, что, в принципе, равнозначно сегодняшнему “сколько водки не бери, все равно два раза бегать”… А у меня появилась песня “Солнце скрылось за мечеть”. Про стрельбу из АГС (в городе!) в песне тоже истинная правда, было такое…, но не со мной.

Какая водка без пива, деньги - на ветер! Песня “До свиданья, пиво”. Был тогда пугачевский хит под названием то ли “До свиданья, лето”, то ли “До свиданья, осень”, не помню, да и не важно. Но нравилась мне та песня. Естественно, что одной из первых “жертв “переделок” стала именно А. Пугачева. Вот так. Описывать историю создания “каскадерских” песен сложно, особенно таких. Заходят посетители на сайт и думают, что ребята эти только водку с “кишмишовкой” хлестали, да о пиве мечтали. Разве объяснишь, что, например, эта песня – крик души. Давно было известно, что любимый напиток москвича – пиво. В афганскую жару, когда в тени +50…, а взять негде...

На меня можно вообще подавать в международный суд в Гааге за плагиат, так как моя финальная кундузовская песня не что иное, как “All My Loving”, просто “The Beatles”. Грешен, Битлов люблю до сих пор.

“За что же Игоря Морозова?” – ответ на несколько его песен. Прочитайте внимательно его песни, поймете, на какие.

Об остальных своих песнях постарался “отписаться” в комментариях к текстам, почитайте.

С песнями, у которых нет никаких пометок, все и так понятно.

Лирическое отступление №2. После очередного своего “залета” в Афган Игорь рассказал, что в одной из воинских частей по громкоговорителю гоняли наши с ним песни. Когда он спросил, мол, чьи это песни (интересно все - таки!). Ему ответили, что эти песни написали несколько лет назад 2 танкиста, которые, к сожалению, погибли. Значит долго жить будем с “Кумом”!!! Почему мы Игорем “Кумовья”? Да потому, что мечтали породниться! У него - два сына-близнеца, у меня - две девицы. Но, как отцы не старались, у потомства не сложилось…

Мой эпилог. Из письма на “Автомат” от 27.02.03. “Я уже писал о том, что Валера Розин был участником операции “Шторм-333”. Не последним, причем, за что и был награжден боевым орденом. Для меня он дорог и уважаем не только за это. Для меня он и сейчас остается не Валерой, а Валерием Витальевичем (или уважительно – “Виталич”), т.к. был он начальником моего родного 3-го ОБО (оперативно-боевой отдел) группы “Вымпел”, из которого осенью 1992 года я и ушел (за ненадобностью для государства) на пенсию.

Так вот, являясь по натуре необыкновенно скромным человеком, он никогда не говорил о том, что на досуге пишет стихи, но многие знали об этом. Ну и я в том числе, тем более после его “Какого цвета Афганистан?”. Знал и он о том, что я знал об этом. Конец 1989 года на дворе. Приближалось десятилетие “Шторма-333”. Помню в СМИ развернулась страшная шумиха о том, на хрена мы вообще полезли в Афганистан и все такое прочее. (Правда об афганской песне тогда отзывались тепло.) Когда ты являешься непосредственным участником тех событий, читать и слышать об этом тяжело, согласись. Что, собственно, Виталич и выдал в своем стихотворении. Всю боль души!!! О том, как не получилось сразу сделать из стихотворения песню, я писал. В одном месте даже успел чуть-чуть подправить текст под мелодию. Сейчас попробовал, что-то вроде сложилось. Мелодия простенькая, незамысловатая, но – своя. Надо было бы сразу записать на магнитофон, пока не забыл, да нету его!

Наташа, набирал последний куплет, не поверишь, - мороз по коже…

Второе стихотворение планировалось как своеобразный гимн 3-го ОБО, но теперь и ОБО - то нет, да и того “Вымпела” – тоже. Имеет ли смысл? Сергей”.

Смысл опубликовать еще одно стихотворение В. Розина есть, смотрите “Песни “Вымпела” (Н.Плотникова).

МОРОЗОВ Игорь Николаевич, 1951 г.р., г.Москва, должность: уволен в запас КГБ СССР в звании полковника КГБ СССР 7 апреля 1992 года (здесь и далее – выдержки из интервью И.Морозова “Атомату”. Прим. С.Демяшова). Другие анкетные данные: в мае прошлого года наконец-то поменял свой советский "серпастый и молоткастый" на российский. В новом обнаружил штамп "не военнообязанный". (К чему бы это? Прим. С. Демяшова). Когда за спиной у меня уже было четыре класса музыкальной школы по классу баяна, закончил я МВТУ (им. Н.Баумана, естественно. Прим. С.Демяшова) с приличным знанием английского языка, а в 1979 году с отличием - ВКШ КГБ СССР. Сделал несколько важных открытий, связанных с первой любовью, первой песней, первым стаканом, первой сигаретой и первым "общественным признанием поэтического таланта". Интересы и увлечения? "Бацаю" пять "блатных" аккордов на семиструнной под дешевый портвейн и сигареты “Памир”. Дальше - мрак и туман... (Коллаж из интервью нагло состряпал все тот же неугомонный “Кум” – С. Демяшов).

Теперь - только серьезно. Из интервью И.Н. Морозова “Автомату” (переданного через С. Демяшова – неугомонного “Кума” и “внештатного агента” сайта по совместительству).

Вопрос. Много ходит легенд о том, как рождались Ваши песни на войне… Что дало толчок творчеству? Какая песня первой была написана в Афганистане? Говорят, что песни Ваши звучали по всей стране, но мало кто знал имя их истинного автора. Как уходили они в "свободное плавание"?

Ответ. Сама война, разумеется… Я оказался в совершенно ином измерении, в другом мире и в другом состоянии души. Душа потребовала иного самовыражения (Тьфу, как "штильно"!). Короче, на второй день моего пребывания в Афгане, мои предшественники из "Каскада-3" дали мне кассету с песнями в исполнении Ю. Кирсанова и сказали: "Сиди и слушай! А то ничего из того, что здесь творится, не поймешь!" Я часа четыре слушал и почти все песни выучил наизусть. Потом, уже на "точке", пел их своим бойцам и всем, кто просил петь. Тем самым поневоле "рассекретил" самые первые песни "Каскада".

Тут-то душа и потребовала собственных песен. Начал писать о том, что вижу. Как тот монгол, который едет на лошади и поет о том, что видит вокруг. Первые песни были, в большинстве своем, переделками под афганский колорит старых и хорошо всем известных советских песен. Даже мотив я не менял. Да от меня этого никто и не требовал. Главным было содержание. Первой же полностью моей песней была грустная "Эх, куда же ты попал, "каскадер"! (Все, почему-то, считают ее веселой). У нас в Файзабаде тогда почти на неделю задул "афганец". Работы не было, и я начал писать свои песни со своими мелодиями. Записал 2-3 готовые песни на кассету вместе со всякими разными другими. "Афганец" кончился, а главный наш "четверто-каскадовский" доктор Толя Яковлев (его, к сожалению, уже давно нет с нами) приехал в Файзабад с плановой проверкой нашего бесценного здоровья. Дорогого Друга и Хранителя мы встретили с великим радушием. После торжественного "чаепития" (из условной рюмки в виде кружки) все впали в лирическое настроение, и я взял в руки гитару. Улетая в Кабул, Толя увез с собой кассету с записями моих песен. Там он их "распространил в определенных кругах" и через месяц ко мне на "точку" стали в разных формах поступать просьбы, пожелания, указания и приказания записывать свои "песнопения" и отправлять их указанным адресатам.

Друзьям нашего файзабадского "Каскада" - офицерам разных советских военных подразделений в провинции Бадахшан я, естественно, тоже не мог отказать. Друзей у нас было много, и я тихо радовался, что магнитофон у меня двухкассетный, а кассеты для записей они, как правило, приносили сами. Самую последнюю кассету в Файзабаде мы вместе с "Кумом" записали для командира 860 ОМСП подполковника Льва Рохлина, ставшего впоследствии генералом и Героем 1-й Чеченской.

На всех записанных нами совместно и порознь кассетах мы с "Кумом", памятуя судьбу Ю.Кирсанова (Смотрите полный текст интервью. Прим. Н.Плотниковой), имен своих не ставили. "Расплывались" кассеты по Афгану и "уплывали" в Союз как-то сами собой. Некоторые имели кодовое название "Синдикат-2" или "Песни Саши из Файзабада".

Кстати! Самую последнюю "каскадовскую" песню я написал 20-го марта сего года. "Толчок" получил от того же "Кума". Вот ему и всем моим боевым товарищам из последнего 4-го "Каскада" я ее и посвящаю. Всем живущим и ушедшим "каскадерам 4-го залета"! 31 марта сего года исполняется ровно 20 лет, как последняя команда "Каскад", завершив свою работу, покинула ДРА…

* * *

Вот и все! Закончена работа,
И идет среди афганских гор,
"Каскадер" четвертого "залета",
Распоследний самый "каскадер".

По кабульскому аэродрому
Он идет, не чувствуя весны,
За четыре тыщи верст от дома,
За две сотни метров от войны.

Без брони идет, без автомата,
Весь багаж - рюкзак да чемодан,
Парень из последнего "Каскада"
Покидает мартовский Афган.

Он почти у трапа, обернется,
Остановится и, на момент,
Почему-то грустно улыбнется
И закурит сигарету "Кент".

Может быть, для грусти нет причины,
Может, просто до смерти устал,
Смотрит он на горные вершины,
Средь которых жил и воевал.

И когда, прервав минуту эту,
Дружески махнет ему пилот,
Он, щелчком отбросив сигарету,
Медленно поднимется на борт.

Под турбинный рев родного "Ила",
Боевых традиций не забыв,
Вместе с "бортачом" по кружке "шила"
Без отрыва выпьет "за отрыв".

И уже под ровный гул моторов,
До посадки в северной весне,
Будет спать и видеть сны, которых
Никогда не видел на войне.

Сны, в которых рейды и засады,
БТР, дышащий горячо,
Перевал, где все его ребята
Живы и не ранены еще...

 

На главную

На сайт "Автомат и гитара"

Интервью Игоря Морозова посетителям сайта "Автомат и гитара"

Напишите нам!